О дополнительных мерах по сокращению зависимости отраслей экономики от топливно-энергетической продукции путем повышения энергоэффективности экономики и задействования имеющихся ресурсов
Постановление
Президента Республики Узбекистан
1. Установить, что:
с 1 августа 2020 года тариф по гарантированной закупке электрической энергии предприятиями территориальных электрических сетей от вновь вводимых солнечных, ветровых и биогазовых электростанций, микро- и малых гидроэлектростанций установленной мощностью до 1 МВт, в том числе излишков электрической энергии, произведенной для собственных нужд, устанавливается на уровне II тарифной группы потребителей, за вычетом всех затрат, связанных с транспортировкой, распределением и сбытом;
определение потенциальных инвесторов для реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии (кроме ГЭС) промышленного масштаба (1 МВт и более) осуществляется посредством прозрачных аукционных (конкурсных) торгов;
с 15 июля до 31 декабря 2020 года для потребителей, производящих продукцию и оказывающих отдельные услуги, организовавших дополнительную третью смену, с присоединенной мощностью до 750 кВА (согласно утвержденному Государственным налоговым комитетом списку) при расчетах за использованную электрическую энергию применяется понижающий коэффициент в размере 1,5 раза к установленному тарифу в ночной период – темное время суток (часы минимальных нагрузок единой электроэнергетической системы с 22.00 до 24.00 и с 00.00 до 06.00);
возможность снижения обязательного требования о внесении юридическими лицами предоплаты по природному газу и электрической энергии до 30 процентов не распространяется на государственные предприятия и юридические лица, государственная доля в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов;
Министерство энергетики совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, АО «Узбекгидроэнерго» и местными органами власти формирует на системной основе, но не реже одного раза в год, портфель микро- и малых гидроэлектростанций установленной мощностью до 1 МВт для последующего размещения информации на своем официальном веб-сайте и ее распространения другими официально доступными способами, в том числе путем участия в бизнес-мероприятиях и проведения «road-show» за рубежом, для проработки вопроса привлечения потенциальных инвесторов.
2. Утвердить:
Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2020–2022 годах согласно приложению № 1, предусматривающие экономию на 3,3 миллиарда кВт.ч электрической энергии, 2,6 миллиарда м3 природного газа, 16,5 тысячи тонн нефтепродуктов;
«Дорожную карту» по повышению энергоэффективности
График проведения обязательных энергетических обследований (энергоаудита) предприятий с суммарным ежегодным потреблением топливно-энергетических ресурсов более двух тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива на период 2020–2022 годов согласно приложению № 3.
Возложить на первых руководителей министерств, ведомств и хозяйственных организаций персональную ответственность за выполнение целевых показателей экономии топливно-энергетических ресурсов и графика проведения обязательных энергетических обследований, утвержденных настоящим постановлением.
3. Принять к сведению, что Законом Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии» предусмотрено создание внебюджетного Межотраслевого фонда энергосбережения (далее – Фонд).
Установить, что Фонд входит в структуру Министерства энергетики Республики Узбекистан и является юридическим лицом в форме государственного учреждения.
4. Утвердить:
структуру Межотраслевого фонда энергосбережения согласно приложению № 4;
состав Наблюдательного совета Межотраслевого фонда энергосбережения согласно приложению № 5.
5. Определить источниками формирования средств Фонда:
отчисления в размере 5 процентов от чистой прибыли предприятий нефтегазовой и электроэнергетической отрасли за счет дивидендов по государственной доле;
поступления от применения повышенных тарифов предприятиям за сверхнормативное потребление энергии;
20 процентов от сумм экономических санкций, взысканных
прибыль, получаемую за предоставление кредитов и от другой финансово-хозяйственной деятельности Фонда;
гранты и кредиты международных финансовых институтов
доходы от управления активами Фонда, в том числе размещения свободных средств в качестве депозита в банковских учреждениях;
части доли прибыли при оказании финансовой поддержки согласно заключенному договору, сумма которой не должна превышать двадцати пяти процентов от суммы оказанных услуг;
другие источники, не запрещенные законодательством.
6. Установить, что средства Фонда направляются на:
финансирование подготовки технико-экономического обоснования проектов по повышению энергоэффективности, в том числе по улучшению тепловой защиты зданий и многоквартирных жилых домов, с внедрением в них энергоэффективных технологий и установок возобновляемых источников энергии, а также проведения энергоаудита;
создание учебных центров (за исключением строительства зданий и сооружений) и проведение семинаров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии с привлечением иностранных специалистов;
финансирование стартап-проектов, участие в формировании уставных фондов (капиталов) производственных предприятий и проектов предприятий по производству установок возобновляемых источников энергии, тепловых насосов, рекуператоров, компенсирующих устройств (конденсаторных батарей) реактивной мощности, микропроцессорных блоков релейной защиты, частотных преобразователей и устройств плавного пуска;
содержание исполнительной дирекции Фонда, подготовку, переподготовку и повышение квалификации его работников, а также их материальное стимулирование;
проведение мероприятий, указанных в пункте 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года № ПП–4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии»;
проведение энергоаудита у хозяйствующих субъектов и реализацию мер по поддержке развития возобновляемых источников энергии;
проведение инновационных мероприятий по улучшению топливно-энергетической эффективности городского транспорта, а также реализацию проектов информационного и имитационного моделирования транспортных потоков для снижения энергетических затрат.
Министерству энергетики в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения об организации деятельности внебюджетного Межотраслевого фонда энергосбережения.
7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством энергетики, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
а) в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по принятию правил проведения энергетических обследований
создание благоприятной сферы для стимулирования проведения энергетических обследований (энергоаудита);
внедрение рыночного механизма отбора энергоаудитора;
создание эффективного механизма регулирования тарифов,
б) в двухмесячный срок обеспечить привлечение ведущих компаний (местных и международных) для проведения энергоаудита на 285 крупных промышленных предприятиях, а также рассмотреть вопрос расширения перечня данных предприятий.
8. В целях ускорения организации работ по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в двухмесячный срок утвердить:
а) Кабинету Министров:
Положение по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики Республики Узбекистан;
Регламент проведения аукционных торгов в сфере возобновляемых источников энергии;
б) Министерству энергетики:
Регламент учета энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, и установок возобновляемых источников энергии;
Типовую форму соглашения о покупке электрической энергии от малых объектов возобновляемых источников энергии;
Регламент сертификации энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, и установок возобновляемых источников энергии;
Регламент размещения фотоэлектрических солнечных электростанций промышленного масштаба.
9. Министерству энергетики, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Государственному налоговому комитету, Государственному комитету по статистике и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций:
а) в трехмесячный срок разработать техническое задание по созданию автоматизированной Единой информационной системы Министерства энергетики (далее – Единая информационная система), предусматривающей:
анализ и прогнозирование потребления топливно-энергетических ресурсов на крупных промышленных предприятиях и в других секторах экономики;
упрощенный механизм предоставления в онлайн-режиме идентификационного номера производителя (крупных потребителей) энергии и направления соответствующей отчетности по выработанной (потребленной) энергии в электронной форме;
автоматический сбор, систематизацию и анализ данных учета произведенной (потребленной) энергии, а также определение энергоэффективности крупных промышленных предприятий;
создание защищенной торговой платформы для проведения реверсивных аукционных онлайн-торгов в сфере возобновляемой энергетики;
б) до конца 2021 года обеспечить ввод в эксплуатацию Единой информационной системы и интеграцию с Электронным правительством, предусмотрев межотраслевой электронный обмен необходимой информацией, включая объемы производства и финансовые показатели;
в) внедрить механизм обязательного энергоаудита предприятий с высоким энергопотреблением на основе аналитических данных, полученных из Единой информационной системы.
Определить в рамках создания и запуска Единой информационной системы:
Министерство энергетики – заказчиком;
средства Фонда, гранты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров, а также другие средства, не запрещенные законодательством, – источниками финансирования.
10. Министерству энергетики совместно с Министерством строительства, Министерством финансов, Министерством экономического развития и сокращения бедности:
в трехмесячный срок разработать адресную программу по установке в типовых домах и социальных объектах солнечных систем по выработке тепловой и электрической энергии, а также повышению энергоэффективности в общественных зданиях;
с 1 августа текущего года внедрить систему контроля по применению современных энергосберегающих материалов, энергоэффективных технологий и использованию возобновляемых источников энергии в рамках проектирования и строительства многоэтажных домов. При строительстве коммерческих многоэтажных зданий в городах данные требования внедрить в обязательном порядке.
11. Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству энергетики, Министерству строительства совместно
снижению в 2020–2022 годах энергопотребления в многоэтажных жилых домах для нужд отопления и охлаждения во всех регионах республики за счет повышения тепловой защиты зданий, внедрения энергоэффективных технологий, а также установок возобновляемых источников энергии;
установке в котельных республики энергоэффективных солнечных систем для подогрева воды с целью снижения потребления природного газа.
Министерству инвестиций и внешней торговли по мере представления расчетов необходимых средств для реализации адресных программ в установленном порядке обеспечить привлечение льготных кредитных ресурсов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, средств технического содействия (гранты) зарубежных доноров.
12. Заместителю Премьер-министра – министру экономического развития и сокращения бедности Кучкарову Д.А. и Министерству энергетики (Султанов) совместно с:
а) Министерством финансов в двухнедельный срок с учетом изменения цен на мировом рынке пересмотреть взаимные закупочные цены и схему распределения выручки, установленные между предприятиями нефтегазовой и электроэнергетической отрасли;
б) Министерством строительства, Министерством жилищно-коммунального обслуживания с привлечением иностранных экспертов на основе передовой мировой практики провести инвентаризацию законодательства в сфере энергосбережения и энергоэффективности и в срок до 1 ноября 2020 года внести в Кабинет Министров:
механизмы, создающие дополнительные условия для ускоренного развития сферы энергоэффективности возобновляемых источников энергии;
проект Закона Республики Узбекистан «Об энергосбережении
13. Определить, что все проекты нормативно-правовых актов,
14. В целях эффективной координации и выполнения задач по сокращению зависимости отраслей экономики от топливно-энергетической продукции ввести в структуру Департамента по вопросам развития промышленности и ее базовых отраслей, а также кооперационных связей Кабинета Министров Республики Узбекистан одну дополнительную штатную единицу главного специалиста по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
15. Министерству энергетики, Министерству финансов, Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
10 июля 2020 года.