УРГЕНЧСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
УРГЕНЧСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
международной конференции на тему:
“Реализация конституционного принципа “человек–общество–государство”: национальный и зарубежный опыт”
Мы, участники международной конференции «Реализация конституционного принципа «человек – общество – государство»: национальный и международный опыт», организованной 20 июня 2022 г., в г. Ургенче Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, ННО “Центр устойчивого развития”, Институтом государства и права Академии наук Республики Узбекистан, а также Хокимиятом Хорезмской области при поддержке Делегации Европейского Союза в Узбекистане:
Учитывая, национальный и передовой зарубежный опыт по реализации принципа, согласно которому человек, его жизнь, права, свободы и законные интересы, честь и достоинство являются высшими ценностями, а также благородные идеи “Государство – для человека” и “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу” и обменявшись мнениями по укреплению данных принципов в конституционном законодательстве и практике;
поддерживая, соответствующие международные и региональные документы в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Организации исламского сотрудничества и других международных организаций, которые предусматривают такие задачи, как обеспечение прав и достоинств человека, повышение роли и значения институтов гражданского общества, вовлечение их в участие в общественном и государственном управлении;
признавая, динамичное развитие позитивных процессов в Новом Узбекистане в социально-экономической, политико-правовой и духовно-просветительской жизни, постепенное достижение четких целей по построению демократического государства и справедливого гражданского общества, где прославляется человеческое достоинство и обеспечивается верховенство закона;
подчеркивая, что история демократического развития народов мира показывает, что любая реформа может быть осуществлена только в том случае, если она опирается на прочную конституционно-правовую основу;
констатируя, что проводимая в Узбекистане конституционная реформа – это, прежде всего, веление времени, воля широких масс населения и избирателей, считающих, «Новому Узбекистану нужна обновленная Конституция».
Вносим следующие РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ в Конституционную комиссию по формированию предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан по реализации конституционного принципа «Человек – общество – государство» и выполнению организационных мер по дальнейшему прославлению человеческого достоинства:
По прославлению человеческого достоинства и обеспечению его прав и свобод:
- человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность государственной власти;
- основные права и свободы человека неотчуждаемы и неприкосновенны, принадлежат каждому от рождения и их обеспечение является высшей целью государства;
- гражданин Узбекистана не может быть депортирован или экстрадирован в другую страну;
- каждый человек имеет право на свободное развитие и реализацию своей личности, и на человека нельзя наложить обязательства, не установленные законом;
- никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя, своего супруга или близких родственников, не может быть подвергнут пыткам, насилию, жестокому или иному унижающему достоинство обращению или наказанию, а также подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность, все сомнения по поводу обвинения должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.
- рассмотреть вопрос об отражении в Конституции страны норм, направленных на недопущение принудительного труда, в частности, детского труда.
В целях углубления реализации идей и принципов «социального государства»:
• создание и развитие института общественного контроля и социального партнерства;
• установление «черты бедности» и «потребительской корзины», обязательных для предоставления государством любому лицу (особенно инвалидам, пенсионерам, детям и другим лицам, нуждающимся в социальной защите) и обеспечивающих минимальный набор товаров и услуг, необходимых для жизни человека;
• определение «социальной ответственности» частной собственности;
• определение права каждого на безработицу, инвалидность, социальное обеспечение, введение понятия «минимальные потребительские расходы»;
• создать необходимые условия для развития системы социального обслуживания населения, установление государственных пенсий, пособий и других видов социальной помощи;
• введение новых конституционных норм о поддержании государством и обществом здорового и гармоничного развития детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей.
По выражению в Конституции национального самосознания и ускорению духовного развития, учитывая национальные ценности и традиции народа Узбекистана:
• историческое, духовное и культурное наследие находится под защитой государства, государство и общество должны нести ответственность за сохранение и поддержание национальных ценностей и самобытности народа, заботиться о сохранении и передаче культурного наследия народа Узбекистана следующим поколениям;
• государство и общество формируют у детей и молодежи чувство преданности национальным традициям и общечеловеческим ценностям, чувство гордости за богатое культурное наследие великих предков, создают необходимые условия для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
• отразить нормы, отдельно отмечающие, что брак основан на добровольном согласии и равенстве женщины и мужчины, а также особо упоминающие защиту отцовства со стороны государства.
По дальнейшему укреплению основ Третьего Ренессанса:
• не вмешиваться в профессиональную деятельность преподавателей, не влиять на правильную и беспристрастную оценку знаний обучающихся, а также не препятствовать выполнению ими своих обязанностей;
• каждому гарантируется свобода научно-технического, художественного творчества, право пользоваться достижениями культуры;
• каждый имеет право на бесплатное получение высшего образования в государственных образовательных учреждениях на конкурсной основе;
• закрепить такие вопросы, как обязательное общее среднее образование.
По построению справедливого гражданского общества:
• открытость и прозрачность деятельности общественных объединений;
• дальнейшее укрепление права граждан на создание общественных объединений;
• укрепление конституционных основ совершенствования деятельности органов самоуправления граждан.
По обеспечению экологических прав людей:
• признание атмосферного воздуха национальным достоянием;
• обеспечение права всех граждан на безопасную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Каждый имеет право на возмещение вреда здоровью и имуществу в результате экологических правонарушений;
• укрепление права людей на чистую питьевую воду;
• Конституция должна отражать такие вопросы, как обеспечение обязательного экологического образования во всех государственных образовательных учреждений.
По укреплению конституционных основ обеспечения прав и свобод человека:
- основные права и свободы человека неотчуждаемы и неприкосновенны, принадлежат каждому от рождения и их обеспечение является высшей целью государства;
• каждый имеет право обращаться в национальные и международные правозащитные учреждения для защиты своих прав, свобод и законных интересов в соответствии с законами и международными договорами Республики Узбекистан;
каждый имеет право на неприкосновенность жизни, защиту личной и семейной тайны, своей чести и достоинства;
• внести нормы, направленные на обеспечение свободного движения товаров, услуг, трудовых и финансовых ресурсов в Республике Узбекистан.
По обеспечению межнационального согласия и межрелигиозной толерантности, совершенствованию деятельности органов государственной власти:
• обеспечение свободы деятельности религиозных организаций, зарегистрированных и действующих в Республике Узбекистан;
• развитие отношений, основанных на мире, взаимном уважении и солидарности между государством и религиозными конфессиями;
• внести в полномочия Олий Мажлиса Республики Узбекистан рассмотрение годового отчета Кабинета Министров Республики Узбекистан по наиболее важным вопросам социально-экономической жизни страны;
• внести в полномочия Олий Мажлиса Республики Узбекистан избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка;
• внести в полномочия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан заслушивание отчетов по вопросам деятельности международных организаций, назначение и освобождение от должности Председателя Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан;
• ввести нормы, направленные на решение таких вопросов, как наделение Президента Республики Узбекистан полномочиями создавать/формировать и руководить/председательствовать в Совете безопасности при Президенте Республики Узбекистан.
Вносим следующие РЕКОМЕНДАЦИИ организаторам международной конференции:
• выпустить сборник, подготовленный Национальным центром по правам человека Республики Узбекистан, ННО «Центр устойчивого развития» и Институтом государства и права АН РУз, по материалам данной международной конференции, а также многотомную монографию «Конституционные реформы: опыт стран мира» при поддержке зарубежных и международных партнеров;
• продолжить практику развития, совершенствования, кодификации и дальнейшей демократизации конституционализма, дальнейшего развития международного сотрудничества в области гуманизации законодательства и организации международных конференций.
Мы, участники международной конференции, убеждены, что созданные в Узбекистане политические, социальные, экономические и правовые условия позволяют гражданам реализовать свои конституционные права на участие в управлении общественными и государственными делами.
Выражаем признательность всем организаторам и участникам этого международного форума, способствующего укреплению конституционно-правовых основ человеческого достоинства. В частности, выражаем особую благодарность Хокимияту Хорезмской области за высокий уровень организации международной конференции.
Ургенч,
20 июня 2022 года